Информатика и вычислительная техника


Количественные оценки и показатели качества информации - часть 3


Так, например, при Sp ? 0 пользователь вообще

15

может не воспринять и не понять поступающую информацию. Наоборот, при Sp > ? пользователь все знает, и поступающая информация ему не нужна. Максимальное количество семантической информации Ic потребитель получает при согласовании ее смыслового содержания S со своим тезаурусом Sp (Sp = Sponm), когда поступающая информация понятна пользователю и, вместе с тем, несет ему ранее не известные (отсутствующие в его тезаурусе)сведения.

Относительной мерой количества семантической информации может служить коэффициент содержательности С. определяемый отношением семантической информации к ее объему: С = Iс/V?.

Прагматическая мера информации. Эта мера определяет полезность (ценность) информации для достижения пользователем поставленной цели. Данная мера является величиной относительной, зависящей от особенностей использования этой информации в конкретной области при реализации определенной цели. Например, в экономической системе прагматические свойства информации можно оценить приростом экономического эффекта функционирования системы, достигнутым благодаря использованию этой информации для управления системой.

Показатели качества информации. По сравнению с количественными оценками показатели качества информации менее формализованы и потому достаточно условны и субъективны. Перечислим и кратко прокомментируем некоторые из этих показателей

Репрезентативность информации связана с правильностью ее отбора и формирования в целях адекватного отражения свойств объекта.

Содержательность и информативность отражают долю, соответственно, семантической и синтаксической информации в общем объеме данных, т.е. С =

Ic
V?
  и Y =

I
V?
 .

Достаточность (полнота) означает, что информация по своему содержанию (семантике) и прагматике содержит минимальный состав, но достаточный для принятия правильного решения.

Доступность информации для ее восприятия пользователем, достигаемая, в частности, путем согласования ее семантической формы с тезаурусом пользователя.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин